ХРАМ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(ИВЕРСКИЙ ХРАМ)

Феодосия. Храм Иверской иконы Божьей Матери

ХРАМ ВО ИМЯ ИВЕРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

расположен по адресу: Украина, АР Крым, г.Феодосия, ул.Портовая 16.

Настоятель-иерей Антоний (Репин)-благочинный Феодосийского округа.

Контактные данные

моб.тел. 050 651 35 37

Секретарь-координатор Феодосийского благочиния

Собко Юлия Александровна

тел. 9-54-36

моб.тел. 050 919 70 88

e-mail feo.blagochinie@yandex.ua

Пресс-служба Феодосийского благочиния

Майорова Инна Анатольевна

моб.тел. 050 397 23 43

e-mail mayorova.inna@inbox.ru

http://feoblago.com

Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами.

Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре – Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой.

В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились.

Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря».

Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них – храм Иоанна Предтечи – встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь.

Службы здесь совершались до середины 20-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 90-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г.

Источник материала 1: Православная Феодосия (http://vk.com/club6371548)

Феодосия – один из древнейших городов мира. Это один из первых городов Крыма, который был просвещен светом христианской веры. Здесь, в районе Карантина, находится Иверская церковь, построенная предположительно в XIV веке. Она была восстановлена и освящена в 1858 году священником Николаем Трегубовым. В церкви сохранились уникальные изображения из камня, а также православные святыни.

Христианство в Крыму

Начало христианства в Крыму положил апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Христа, и св. Климент, епископ Римский. В середине первого века первозванный ученик Христа апостол Андрей посетил с проповедью Феодосию, принеся сюда благую весть о Спасителе.

- Исходя из сведений Жития, мы видим, что уже в те далекие времена в нашем городе появляется христианская община. Археологические исследования последних лет свидетельствуют, что во втором-третьем веках христианство было широко распространено в Восточном Крыму. Вероятнее всего, это были последователи тех первых, просвещенных апостолом жителей Пантикапея, Феодосии и Херсонеса, - рассказывает помощник Благочинного отца Антония Олег Павлов.

По словам О. Павлова, самый большой след в Феодосии оставило православие средних веков. В средневековой Кафе действовала Кафская епархия, которая подчинялась Константинопольскому Патриарху.

– Это было, несмотря на то, что город в это время принадлежал генуэзцам, которые в основном были католиками. На тот момент в Кафе действовало, как минимум, 13 греческих церквей и три православных монастыря, - продолжил рассказ Олег Владимирович. – До наших дней сохранилось три греческие церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Георгия Победоносца и церковь святого Дмитрия. Также сохранился фундамент церкви свв. Феодоров Тирона и Стратилата. На территории старого города сохранились церковь Иоанна Богослова и церковь во имя Иверской иконы Божией Матери.

Красивая архитектура

Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, расположенная неподалеку от средневековой генуэзской цитадели, сложена из дикого камня. Она несколько раз за свою историю перестраивалась.

Судя по сохранившемуся архитектурному облику, первоначально церковь в плане была квадратной. К квадратному зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами.

– Точного определения ее времени постройки мы не знаем. Принято считать, что она построена в XIV веке, но, скорее всего, гораздо раньше, - рассказал Олег Владимирович.

По некоторым описаниям, своим архитектурным обликом Иверская церковь напоминает армянские церкви ХIII-ХIV веков: квадратное в плане здание, увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами.

Позже церковь перестраивалась: со стороны главного входа пристроили довольно вместительное помещение, разделенное столбами на три нефа (неф – вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов – ред.), перекрытых сводами с опирающимися на консоли арками. Благодаря этому храм мог принимать большее количество прихожан.

Минуя мрачноватую пристройку, верующие попадали в высокий, светлый купольный зал. Он был замечательно украшен: по бокам полукруглой апсиды (выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом – ред.) стояли в полный рост фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вырезанные из камня. Торжественные, освещенные солнечным светом, они производили на посетителей неизгладимое впечатление. В верхней части апсиды находилось изображение Христа и двенадцати апостолов.

Церковь восстановили

Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них – храм Иоанна Предтечи – встречается в литературе и сейчас. Документально доказано, что название храма Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь.

С этого времени она носит название Иверской иконы Божией Матери, в ней возобновляются богослужения. В 1875 году меценат Рукавишников окрасил ее и пожертвовал три иконы в киотах. В церкви сохранились уникальные изображения из камня - барельефы.

- На горнем месте мы видим Спасителя, а по сторонам от него 12 апостолов, по шесть с каждой стороны, - пояснил помощник настоятеля храма. - Также с двух сторон в алтаре есть изображения из камня, над жертвенником – Иоанн Креститель с агнцем в руке, на противоположной стене – святитель Николай Чудотворец с книгой в руке, под куполом – лик Господа. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой.

В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились.

Предание об иконе

Иверская церковь освящена в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

– Сама икона, та, что обнаружили живущие на Афоне монахи, находится на Афоне. Существует много списков с этой иконы. В нашем храме есть копия Иверской иконы, созданная по благословению священника, - рассказал О. Павлов.

Существует предание о первоначальной иконе. Оно гласит, что в IX веке, во время жестокого гонения на святые иконы, близ города Никея жила благочестивая вдова с сыном. В устроенной ее усердием церкви находилась чудотворная икона Божией Матери.

Один из воинов, посланных уничтожить святые иконы, ударил в лик Богоматери, и тотчас из пронзенной иконы потекла кровь. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова опустила икону в море. К великой ее радости икона не упала в воду, а, стоя прямо, двинулась по морю к западу.

Однажды монахи Иверской обители увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании которого находилась стоящая на воде икона Богоматери. Явление продолжалось много дней и ночей. Старец Гавриил, которому было видение Пресвятой Богородицы, безбоязненно пошел по воде и принял на руки чудотворную икону, которую поставили в часовню, и трое суток совершали перед нею молитвы.

На другой день икону не нашли на том месте, где ее поставили, а обнаружили над монастырскими воротами. Икону отнесли на прежнее место, но на утро она опять оказалась над воротами.

Так продолжалось несколько раз, пока, наконец, Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы больше не искушали меня. Не для того я прибыла, чтобы вы охраняли меня, но чтобы Я охраняла вас... доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына моего к вам не оскудеет».

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает и доныне.

В храме молился А. Никитин

О. Павлов рассказал также про интересный факт, касающийся знаменитого русского путешественника, тверского купца Афанасия Никитина, который прожил в Кафе три года. Совершив путешествие в Персию и Индию, возвращаясь в 1472 году домой через средневековую Кафу, известный путешественник написал здесь книгу записок «Хожение за три моря». В своей книге он писал: «Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста (Бог-творец!). Милостию Божией прошел я три моря».

По одной из версий, вступив на землю Кафы, Афанасий Никитин увидел церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и услышал пение молитв. Поскольку отважному путешественнику долгое время пришлось жить среди людей, исповедовавших буддизм и мусульманство, он с радостью молился в храме. Вознося Господу молитвы о своем благополучном возвращении, он отслужил в Иверской церкви благодарственный молебен.

Церковь действует

По словам О. Павлова, службы в храме проводились до середины 20-х годов. Последний известный нам священник – Павел Евграфович Виноградов (священник Виленского полка) назначен настоятелем в июле 1918 года. В 1902-1914 годах он был учителем Закона Божьего в феодосийском шестиклассном городском училище.

Олег Владимирович также утверждает, что после революции церковь использовалась под склад. В 1995 году, на основании Указа Президента Украины, она вновь передана Украинской православной церкви Московской Патриархии. Освятил ее митрополит Крымский Лазарь.

– Сейчас церковь восстановлена, она действующая. Каждые выходные и в православные праздники в ней идут богослужения. Двери храма открыты каждый день для всех желающих, - сообщил помощник отца Антония.

В храме имеются такие святыни: икона Божьей матери Касперовская и Чудотворная икона Святителя Пантелеймона с частицами его мощей.

Старинная Касперовская икона Божией Матери обновилась в июле 2003 г. Олег Владимирович отметил, что в феврале 2011 года икону похитили, но преступление раскрыли в течение суток, и икону вернули обратно в храм.

– Эта икона является чудотворной. Если прикладываться к ней с верой, то наступает исцеление. Известны многочисленные случаи таких исцелений от Касперовской иконы. Несмотря на то, что грабители не вернули украшения, дарованные благодарными христианами, для нас это, прежде всего, святыня, она бесценна, - объяснил О. Павлов.

В послереволюционное время у церкви было свое небольшое православное кладбище, где рядом со своими родными и близкими погребен бывший феодосийский градоначальник, председатель феодосийского суда Христофор Афанасиевич Анастасьев. Он совершил в составе армии Суворова, в качестве офицера, переход через Альпы. Здесь же похоронен Алексей Иванович Верзилов, священник Феодосийской карантинной полуроты, служивший в конце XIX века в Иверской церкви. В возрасте 86 лет, 18 октября 1906 года, его убили преступники.

Как говорит О. Павлов, в Иверском храме в 1906 году венчались знаменитый художник Константин Богаевский и Жозефина Дуранте. Как известно, К. Богаевский (1872-1943) родился в Феодосии и жил на Карантине, здесь же находилась его мастерская. Храм иконы Иверской Божией Матери был его любимым.

Храм чуть не погиб

В 30 годы XX века храм закрыли и фактически забросили. Несмотря на то, что в советское время на Карантине создали историко-архитектурный заповедник, который охранялся законом, храм начал разрушаться, и едва не погиб. Из-за споров между проектным институтом и органами архитектуры, реставрационные работы не велись семь лет. Тем временем вода через дыры в изношенной крыше залила стены и повредила древние фрески, пол был покрыт грудами мусора и мокрого грунта. Тем не менее, нашлись неравнодушные люди – архитекторы, искусствоведы, музейные работники, - которые смогли убедить власти в необходимости срочно спасти храм.

Реставрационные работы консультировал архитектор и скульптор Валерий Замеховский. Провели дренажные работы, уровень земли понизили на 60-70 см, церковный двор вымостили камнем. Помогали и будущие прихожане храма, они выносили из церкви мусор, украшали двор цветниками. Реставрация храма закончилась в 1996 году, его вернули верующим.

В летнее время от Иверского храма проводятся экскурсии, благодаря которым каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки прошлого, почувствовать всю благодать этого места.

Редакция KafaNews выражает благодарность за помощь, оказанную при подготовке публикации, помощнику Благочинного отца Антония, настоятеля Иверской церкви, Олегу Павлову.

Источник материала 2: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_4050/

Церковь расположена в районе Карантина, рядом с другими православными храмами Иоанна Богослова, Святого Георгия, Святого Димитрия, неподалеку от средневековой генуэзской цитадели.

В некоторых путеводителях эта церковь именуется храмом Иоанна Предтечи. На одной каменной плите, найденной во время реставрационных работ в храме, была обнаружена высеченная в камне дата "1348", ее и взяли за отсчет времени строительства храма. В нервом плане города Кафы, составленном в 1784 году русскими картографами, на Карантине было обозначено 11 церквей, тогда как в 1660 году известный западно-европейский ученый и путешественник Боплан насчитал в Кафе 22 армянских, 12 греческих храмов и соборную церковь Св. Петра. А Устав генуэзских колоний 1449 года упоминает до 20-ти латинских церквей, несколько монастырей.

Русское православное население Кафы имело свою церковь. Архиепископ Таврический Гавриил, описывая христианские древности в Феодосийском уезде (ЗООИД - Записки Одесского общества истории и древности - 1844 г.) среди 17 наболее известных и древних храмов Феодосии не называют описываемую в церковь именем Иоанна Предтечи. В перечне древних храмов под номером 17 у него значится церковь "во имя Успения честныя главы Иоанна Предтечи в Двухякорной бухте на холмистом мысе" (современный поселок Орджоникидзе).

Позже, в 1887 году, Епископ Симферопольский и Таврический Гермоген в своем фундаментальном труде по истории Крыма и христианства в Крыму о православных храмах пишет: "... Карантинная церковь из дикого камня, в честь Иверской иконы Божией Матери, в юго-восточной части Феодосии в Карантинной слободке ... священник карантинной стражи Николай Трегубов с помощью благотворителей возобновил ее в 1858 году и освятил 31 августа. В 1875 году Рукавишников окрасил ее и пожертвовал три иконы в киотах за стаклом: Воскресенье Христово, Рождество Христово и Вознесение Христово. (Гермоген. 1887:379).

По опсанию историка М.П.Погодина, посетившего Феодосию в 1871 году, в церкви Иверской иконы Божией Матери находились образа Божией Матери, праведных Захарии и Елизаветы возле жертвенника, образ святого, переносящего спеленатое дитя. В настоящее время местонахождение этих икон не установлено.

Судя по сохранившемуся архитектурному облику первоначально церковь Иверской иконы Божией Матери в плане была квадратной. Главу ее венчал восьмиугольный купольный барабан с узкими окнами. Несколько позже, когда увеличилось число прихожан, а в XIX веке их было болеедвухсот, с западной стороны пристроили еще одно помещение - притвор со створчатым перекрытием на четырех столбах. Поражали прихожан и всех, кто посещал храм, благолепное убранство внутри, рельефные изображения, иконы Спасителя, Пречистой Девы Марии, святых.

"В церкви замечательные древние, выбитые на стенах избражения на горнем месте Спасителя, а по сторонам его - двенадцать апостолов, по шесть на каждой, над жертвенником - Иоанна Крестителя с агнцем в руке, на южной стене - святителя Николая Чудотворца с книгой в руке, под куполом - лик Господа, близ входа в храм на северной стороне - святого великомученника Георгия на коне". (Гермоген. 1887:379)

О величественном убранстве храма говорят остатки художественной росписи на евангельские темы свода, купола и стен, которые, к сожалению не созранились.

Русская Православная Церковь совершала в этом храме службы для служащих карантинной стражи, рабочих, воспитанников учительского института и прихожан этого района.

Существует предание о том, что знаменирый русский купец и путешественник Афанасий Никитин, возвращаясь в родну Тверь из "хождений за три моря", в 1472 году приплыл в Кафу и в этом храме отслужил благодарственный молебн о благополучном исходе своего путешествия.

В 1906 году в церкви Иверской иконы Божией Матери известный художник романтической Кимерии Константин Богаевский венчался с племянницей городского головы Жозефиной Дуранте.

Еще в начале XX века на территории церкви с южной стороны находилось небольшое православное кладбище, в фамильном склепе на этом кладбище был похоронен сподвижник генералиссимуса А.В. Суворова, его личный адьютант, участник знаменитого перехода через Альпы и Отечественной войны 1812 года Христофор Афанасьевич Анастасьев. В последние годы своей жизни он возглавлял Феодосийскую таможню, был градоначальником. Здесь же находилась могила и памятник Кондратия Кондратьевича Штофрегена, участника Крымской войны 1854-1856 годов, который в 1872-1873 годах был начальником Феодосийского таможенного округа. На этом кладбище были захоронения и других почетных граждан, однако кладбище было разрушено, памятники сресены, места захоронений утрачены.

Долгие годы церковь была закрыта и находилась в запустении. После ремонта и реставрации, которые консультировал и лично проводил архитектор и скульптор Валерий Зенонович Замеховский, церковь с января 1996 года начала новую жизнь.

В храме имеются святыни: икона Божией Матери Касперовская и Чудотворная икона Святителя Пантелеймона с частицами его мощей.

В 1999 году при описании памятников старого кладбища известный крымский краевед Лихотворик Ростислав Степанивич обнаружил памятник с надписью: "Здесь покоится прах священноиерея Николая Захарьевича Трегубова, скончавшегося 27 апреля 1870 года на 52 году, священнодействовавшего в Карантинной церкви. Мир праху твоему". Валерий Замяховский и здесь принял активное участие в реставрации, а священники благочиния во главе с о.Михаилом отслужили панихиду по первому иерею Иверского храма.

Источник материала: сайт "Земля Крым" (http://www.estate-crimea.ru/pravsv/feodosya_02.html)